Чем можно разбавлять масляные краски

Чем можно разбавлять масляные краски

Для нанесения масляной краски на поверхность иногда требуется получить более жидкую консистенцию, поэтому возникает необходимость разбавить состав. Также эта процедура потребуется в тех случаях, когда раствор был оставлен на некоторое время в негерметичной таре, что привело к его затвердеванию. Для разведения смеси применяются различные вещества, которые выбираются исходя из назначения краски.

Чем разбавить масляную краску?

При выборе растворителя обращают внимание на то, для каких целей предназначена краска. Дело в том, что такой вид материалов включает в себя две большие группы, разделяющиеся по области применения:

1. Растворы, используемые для окрашивания поверхностей жилых или хозяйственных помещений. Для этих целей подходят традиционные составы, которые в изобилии представлены на полках строительных магазинов. Хотя в последнее время спрос на эту продукцию снизился, в определенных ситуациях именно масляный раствор может стать оптимальным решением.

Разбавлять такую смесь приходится в следующих случаях:

  • Материал слишком загустелый.
  • Необходимо уложить базовый слой.
  • Покраска выполняется по дереву. На такую основу хорошо укладывается не слишком густой состав, иначе прочного сцепления достичь не получится.

Как разбавлять масляную краску для нанесения разными инструментами

Использование разных инструментов для покраски стен, потолков или других оснований предполагает разведение состава до нужного уровня вязкости. В домашних условиях этот параметр определяется при помощи простого устройства – вискозиметра, которое можно приобрести в магазине.

Приспособление представляет собой воронку с соплом, которое может быть разного размера. Исходя из того, за какой промежуток времени налитый состав протечет через отверстие, определяется уровень вязкости в секундах.

Процесс выглядит так:

  1. После добавления растворителя в емкость с краской и промешивания в нее погружается вискозиметр.
  2. Заранее подготавливается секундомер. Можно пользоваться любым другим устройством.
  3. Прибор достается из состава, одновременно включается таймер.
  4. После того как смесь полностью освободит стакан (воронку) приспособления, секундомер выключается. Значение фиксируется.

Чтобы покрасить поверхность кисточками и валиком, вязкость должна быть на уровне 10–15 секунд, а для краскопульта – 25–30 секунд в зависимости от модели.

Судя по опросам наших учеников, редко кому не дарили набор масляных красок. А бывает, что сам художник, поддавшись соблазну, решает купить набор масляных красок, но не зная, что с ними делать, откладывает заветные тюбики в долгий ящик.

А те счастливчики, которые решились писать маслом самостоятельно, долго подстраиваются под необычный материал и робко пробуют размазывать густые масляные краски по холсту, в лучшем случае разводя их маслом или первым подвернувшимся под руку в магазине разбавителем. Давайте разбираться: что нужно использовать для разведения масляных красок, какой разбавитель нужен для живописи маслом, как рисовать маслом – напишу обо всём по порядку.

В масляных красках уже есть всё, что требуется для занятий живописью, технически можно обойтись без разведения.

Итак, при открытии тюбика и выдавливании краски на палитру видно, что она довольно эластичная и в меру густая. Если писать щетинной кистью мазками или притирать краску к холсту для плавных переходов из цвета в цвет, то масляную краску можно не разводить совсем.
Дело в том, что для формирования красочной пасты к цветовому пигменту уже добавили масло для связки, разбавитель для корректировки густоты и лак для того, чтобы краска в меру долго высыхала при использовании. Помимо всех прочих компонентов, эти три составляют основу так называемого разбавителя для красок. Если масляные краски качественные и свежие, то ими можно рисовать сразу, без излишних церемоний, главное – не забывать менять кисти (для разных замесов – разные кисти, иначе все краски набора смешаются и дадут грязь) или протирать кисть чистой сухой хлопчато-бумажной тряпочкой.
К слову, процесс высыхания картины маслом, написанной без разбавителя пройдёт намного быстрее, чем с его применением. Излишнее масло и разбавитель замедляют просушку, что усложняет работу над картиной, особенно если писать маслом послойно.

Живопись мастихином тоже предполагает использование краски в естественном виде, прямо из тюбика.
Писать фактурно мастихином любят практически все начинающие художники, а для этой техники масляной живописи одних красок вполне достаточно. Выдавленная на палитру краска набирается на плоскую часть лопатки, смешивается с другими цветами по мере надобности и кладётся на холст. За счёт того, что масляная краска почти не оседает при сушке и даёт высокий рельеф мазков и фактур, живопись получается особенно выразительной.
Любой разбавитель делает краску излишне жидкой, текучей, а для рисования мастихином это не подходит. Характерное накладывание краски на холст шпателем, как пасты, создаёт плотный, укрывистый цветной красочный слой, потёки и лессировки здесь абсолютно не нужны.

Живопись в технике “сухая кисть” тоже подразумевает использование масляной краски без разбавителя.
Из самого названия понятно, что кисть при рисовании маслом в этой технике должна оставаться сухой, поэтому набор краски на кисть происходит “притиркой”, понемногу, чтобы не получить слишком жирный и укрывистый мазок.
В процессе рисования краска притирается тонким, прозрачным, еле заметным слоем к проклеенной и загрунтованной бумаге. Чем больше слоёв краски, тем темнее получится участок. Именно притирка кистью создаёт плавные переходы из тона в тон, что, наряду с точно поставленными тональными акцентами, выявляет характерные детали портрета и характерные для техники “Сухая кисть” дымчатые разводы и резкие границы.
Разбавитель в этом случае только испортит бумагу, промочит первый слой и вместо плавных затирок и переходов, создаст грубоватые разводы. Портрет может пожухнуть. Поэтому, разведённой масляной краской пишем на холсте или любой другой более жёсткой основе.

Если писать масляными красками на холсте кистями в традиционной манере, краски следует разводить специальным разбавителем – тройником.
Именно три вышеперечисленных компонента дали название этому разбавителю (не путать с растворителем! об этом ниже). Тройник для живописи можно купить в художественном салоне уже готовый или намешать его самостоятельно – выбирайте сами, что удобнее сподручнее. Я намешиваю тройник самостоятельно, ведь в этом случае можно корректировать и изменять пропорцию компонентов по своему вкусу (а количество масла, лака и разбавителя в тройнике имеет значение – для разных ситуаций оно разное).
Разбавитель тройник из салона имеет специфический запах (даже если в нём применены отдушки и на этикетке написано – разбавитель для масляных красок без запаха – лёгкий запах всё равно останется, это неизбежно). В бутылочке смешаны пинен (разбавитель №4, масло для живописи и совсем немного лака). Обычно он бесцветный, достаточно жидкий. Готовый тройник можно смело наливать в маслёнку, смачивать им кисти и разводить краски. Он не изменяет цвет замеса и делает краску текучей и прозрачной (если это лессировочная краска).
Для тех, кто занимается масляной живописью серьёзно, я настоятельно рекомендую смешивать тройник самостоятельно в пропорции 1:1:1. Для этого придётся купить пинен (разбавитель №4 – не №2, №3, а только №4), лак для живописи (не покрывной, не ретушный, а именно лак для живописи – дамарный, пихтовый и т.д.!) и льняное масло (лучше тоже купить в художественном салоне, но в крайнем случае можно использовать и пищевое или отбеленное подсолнечное масло, для этого баночку с подсолнечным маслом нужно подержать под прямым солнечным светом несколько недель).

Читайте также:  Как узнать сколько вольт в розетке

Все компоненты сливаются в один флакон постепенно и смешиваются тщательным и продолжительным встрясыванием. Самостоятельно изготовленный тройник пахнет сильнее магазинного, но более предсказуем в работе с масляными красками и более технологичен (картина не разрушится и не поменяется со временем, на ней не будет пожухлостей, черноты и растрескивания при высыхании).
Некоторые художники советуют использовать льняное масло для разведения масляных красок – это технологически неверно. Во-первых, масло замедляет процесс просушки картины маслом – такие картины могут годами оставаться сырыми или липкими (привет, бытовой мусор и пыль!). Во-вторых, излишек масла изменяет химический состав краски – красочный слой при высыхании чернеет, во время смешивания краски становится вязкими и неудобными в работе. Единственное верное решение – это добавить больше масла в разбавитель, если вы хотите, чтобы картина медленнее высыхала, например, это полезно для многочасовой ежедневной живописной практики с одной картиной.
Лак в чистом виде тоже нежелателен для разведения масла – он делает красочный слой особо хрупким при высыхании, что ведёт к растрескиванию (кракелюры) и даже скалыванию слоёв краски, особенно если грунт холста не очень качественный. На лаке без разбавителя и масла можно писать на пленэре, если хочется чтобы картина маслом высыхала как можно быстрее. Но этим не стоит злоупотреблять – если написать быстрый этюд маслом на пленэре на лаке можно, то работать над картиной в мастерской уже не стоит. Подготовительная или учебная работа может претерпеть нарушения технологии, качественное живописное произведение – нет.
Использование пинена для разведения красок тоже чревато пожухлостями и потемнениями (особенно это касается живописи маслом на загрунтованном картоне или холсте на картоне, где грунт излишне сухой и “тянущий”). Если добавить к пинену хотя бы немного лака и масла, положение можно спасти.

В некоторых случаях художники используют двойник для разведения красок – смесь пинена и лака.
Такой состав хоть и менее вреден для качества картины, чем использование только одного компонента тройника, но всё же не является полноценным. При разведении краски двойником, она будет быстро высыхать, сохраняя приятную глянцевость и насыщенность цвета, но толстое, многослойное красочное наслоение может быть излишне жёстким и при перепаде температуры самый эластичный холст может не справиться с таким слоем – провиснет или поломается. Кроме того, при ударе такой красочный слой легко трескается, крошится, скалывается. Поэтому за сохранностью, транспортировкой и экспозицией таких живописных работ приходится следить с особой тщательностью.

Растворители нельзя использовать для живописи.
В попытках сэкономить, некоторые художники пишут на скипидаре (разбавитель №1) или уайт-спирите (разбавитель №2). Это тоже не лучший вариант, мягко говоря. Начнём с того, что все растворители очень сильны (они предназначены для строительных и ремонтных работ) и расщепляют краску, убивая напрочь некоторые её компоненты. Картина при этом теряет блеск, яркость и насыщенность цвета, оттенки полотна могут меняться со временем (зеленеть, чернеть, краснеть – это становится почти невозможно предсказать). И потом, у растворителей слишком резкий запах для того, чтобы преспокойно писать на них несколько часов подряд. Используя их, есть риск получить головную боль (в лучшем случае), тошноту и несварение (особенно если заниматься живописью после сытного обеда), ангину и т.д..
Все растворители подходят только для мытья кистей и палитр и не имеют никакого отношения к самой живописи непосредственно! Лучше с ними не экспериментировать.

Масляные краски реализуются в различном состоянии. Некоторые производители выпускают готовую к нанесению продукцию, другие – в более густом или пастообразном виде. Чтобы обеспечить качественное нанесение красителя на поверхность, перед применением в него нужно добавить разбавитель. В зависимости от конкретного состава и искомого результата, применяются различные вещества, придающие краскам специфичные свойства.

Чем разбавить?

Стоит сразу определить, что весь перечень масляных красителей разделяется на 2 больших подвида по цели назначения:

  • хозяйственные краски – растворы для покраски различных построек и предметов;
  • художественные краски, используемые для рисования и утонченных отделочных работ.

Для того, чтобы довести раствор до нужного жидкого состояния, применяются разнообразные разбавители, такие как:

  • скипидар;
  • уайт-спирит;
  • «Растворитель 647»;
  • бензин и керосин;
  • олифа и прочие.

Правила

Чтобы после добавления разбавителя краска не испортилась, стоит соблюдать следующие правила:

  • сначала нужно оценить состояние красящего раствора. После вскрытия банки ее содержимое тщательно размешивается. Из-за того, что олифа тяжелее, чем красящие пигменты, она оседает на дне.

  • Нужно определить, в каком соотношении доливать разбавитель. Из-за неоднородного состава красок единого стандарта нет, однако объем влитого вещества не может быть больше 5% всего объема краски. При разведении красителя уайт-спиритом с целью использовать его, как грунтовку или базовый слой, этот показатель вырастает до 10%. Прежде чем вливать разбавляющее вещество, можно сделать пробное смешивание в стакане, чашке или другой емкости. После определения пропорций растворитель вливается непосредственно в банку с краской. Делать это лучше небольшими порциями, параллельно размешивая раствор. Так он получится более однородным.
  • В процессе проведения работ по прошествии какого-то времени краска может вновь загустеть. Связано это с испарением растворителя, небольшое количество которого вновь «оживит» краску.

Ряд сложностей возникает при длительном нахождении краски на открытом воздухе. Чтобы «вернуть ее в строй», нужно сделать следующее:

  • образовавшуюся на поверхности краски пленку необходимо аккуратно удалить. Если ее вмешать, жидкость станет неоднородной, с мелкими комками, избавится от которых уже не получится.
  • В отдельной емкости нужно смешать немного керосина и уайт-спирита, влить смесь в краску, тщательно размешать. Так же, как и при первичном размешивании, лучше вливать смесь небольшими порциями, чтобы не испортить краску.
  • Можно начинать покраску, либо подождать испарения керосина, а затем провести дополнительное разведение небольшим количеством уайт-спирита.

Важным моментом является безопасность. С одной стороны, и краска, и растворители – высокогорючие вещества. С другой стороны, они, к тому же, еще и токсичны, способны вызвать головокружение, головные боли, тошноту и прочие недомогания, поэтому работы стоит вести в хорошо проветриваемом помещении.

Для хозяйственных красок

В ходе ремонтных и отделочных работ используются красители с классическим составом из олифы и разного рода пигментных веществ. Такие краски требуют разжижения по ряду причин:

  • краска слишком густая. Некоторые виды продаются в пастообразном состоянии;
  • нужна более жидкая форма для грунтования или нанесения базового слоя;
  • окрашивается дерево, наносить на которое толстый слой нецелесообразно – краска будет отваливаться;
  • нужно разбавить загустевшие остатки из ранее использовавшейся банки.
Читайте также:  Мастер класс по заливке полов

Скипидар

Это вещество на основе хвойных смол получило широкое распространение как разбавитель масляных красок. Скипидар источает характерный запах. Стоит использовать его в хорошо вентилируемых помещениях. Очищенный скипидар уменьшает срок высыхания краски. В зависимости от состава разделяется на несколько видов. Для разведения красящих составов используются такие варианты:

  • Древесный. Производится из различных частей дерева типа коры или ветвей. По качеству средний.
  • Пневый. Основным сырьем служат пни хвойных деревьев и другие остатки. Качество этого скипидара самое низкое.
  • Терпентинный. Экстрагируется непосредственно из хвойных смол, и по составу почти на 100% – смесь эфирных масел. Обладает наилучшим качеством. Краски, разбавленные таким скипидаром, не теряют своих качеств

Уайт-спирит

Этот растворитель обладает такими характерными особенностями:

  • есть разновидности без запаха;
  • скорость испарения ниже, чем у других растворителей, что позволяет работать в размеренном ритме, сосредоточившись на результате;
  • не изменяет цвет и тон красителя;
  • стандартный раствор является слабым растворителем, однако очищенная версия хорошо справляется с задачей;
  • доступная цена;
  • сокращает расход краски.

Применяется уайт-спирит для различных целей, таких как:

  • создание органодисперсии при соединении с лакокрасками.
  • Очищение рабочих инструментов после завершения окраски.
  • Для получения обезжиренной поверхности под нанесение лака.
  • Для разбавления олифы, лака, эмалей и других схожих веществ.
  • Как растворитель каучука, алкидов и эпоксидов.

«Растворитель 647»

Применяя этот вид растворителя, стоит учитывать следующее:

  • при чрезмерном добавлении вещества в краску ее свойства испортятся. Обязательно нужно делать пробные замешивания для определения пропорций;
  • обладает неприятным запахом;
  • легковоспламеняющийся;
  • применяется как обезжириватель для окрашиваемой поверхности;
  • используется для доведения краски до грунтового раствора;
  • усиливает впитывание краски поверхностью;
  • требует тщательного вымешивания при соединении с краской для получения однородной смеси.

Бензин и керосин

Такой вариант применяется только в крайних случаях при отсутствии других видов растворителей. Эти вещества очень летучи и активно испаряются при комнатной температуре. Их пары высокотоксичны, быстро вызывают отравление, сопровождающееся тошнотой, головокружениями, головными болями и прочими симптомами. Кроме того, они очень горючи, а при высокой концентрации – взрывоопасны. При разведении застаревшей густой краски лучшим решением остается именно керосин. Также бензин придает краске матовость, что может быть использовано в декоративных целях.

Олифа

Универсальное средство для разведения масляных красок. Изначально входит в ее состав как разбавитель пигментных веществ. Существует множество разновидностей олифы, что должно учитываться при разведении рабочего раствора. К характерным особенностям этого растворителя относятся следующие:

  • олифа способствует образованию тонкой пленки на поверхности нанесенной краски;
  • при чрезмерном добавлении олифы срок подсыхания нанесенного слоя увеличится. Чтобы избежать таких последствий, стоит вливать олифу небольшими порциями, тщательно размешивая;
  • для разбавления красителя, должен использоваться точно такой же вид олифы, как и в его составе.

Чтобы узнать, какая олифа нужна для разбавления краски, нужно изучить этикетку на банке. Выделяют такие распространенные виды:

  • «МА-021». Краска с такой маркировкой содержит натуральную олифу с содержанием растительных масел не менее 95%, а также около 4% сиккативов.
  • «ГФ-023». Этот подвид растворителя содержит глифталевую олифу, по качеству близкую к натуральной.
  • «МА-025». Такая маркировка сообщает о содержании токсичных компонентов, работа с которыми требует осторожности. Кроме того, у такого состава присутствует специфичный неприятный запах, сохраняющийся длительное время даже после просыхания краски.
  • «ПФ-024». Краситель с такой пометкой содержит пентафталевую олифу, глицерин и/или сиккативы. Содержание натурального сырья – в районе 50%.

Разведение олифы несколько отличается от разведения других растворителей и состоит из таких этапов:

  • краска переливается в удобную тару для размешивания и удаления комков;
  • олифа вливается небольшими количествами и тщательно вмешивается, процесс повторяется до получения подходящей консистенции;
  • раствор оставляется на 7-10 минут «настояться»;
  • далее полученная смесь пропускается через сито для устранения сгустков и комков.

Для художественных красок

Художественные красители, использующиеся для различного рода рисования, декоративных отделочных работ и прочих видов творчества, также требуют разведения перед применением. Характерной особенностью является особое внимание к цвету и свойствам краски. Это обстоятельство обуславливает использование более деликатных растворителей. Для разведения художественных масляно-фталевых красок применяются такие вещества:

  • конопляное, подсолнечное, льняное масла.
  • Художественные лаки – смеси на основе древесной смолы и растворителя. Художественные краски, разведенные такими лаками, более податливы, ложатся более плотно, гарантируя качественное перекрытие. При застывании цвета становятся ярче, лучше блестят. Такой эффект сложно получить, используя лишь масло и разбавитель. Кроме того, повышается прочность и устойчивость застывшего слоя.

  • «Разбавитель № 1» – состав на основе уайт-спирита и скипидара, в основном, древесного. Хорошее качество при приемлемой цене. Поможет разводить любые составы.
  • «Разбавитель № 4» на основе пинена – живичного скипидара, обладает отличными качествами, не влияет на тон. Цена такого растворителя также высокая.
  • «Двойники», состоящие из живичного скипидара и лака или масла. Пинен разжижает краску, в то время как масло усиливает связующие свойства пигмента, а лак увеличивает «плотность» красочного слоя, предает ему цветовую насыщенность, уменьшает время просыхания, делает более глянцевым.
  • «Тройники» включают в себя как пинен, так и масло и лак.

Растворить красящие составы в домашних условиях вполне возможно, стоит только пользоваться данными советами. Засохшую кляксу также можно вывести при помощи представленных выше средств. Можно заменить любое средство на аналог, который вы сможете купить без проблем.

О том, как выбрать разбавитель для масляной краски, смотрите далее.

“>

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector