Шпиль петропавловской крепости ангел

Шпиль петропавловской крепости ангел

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Где родился и чем промышлял Пётр Телушкин

В 1829 году общественность Петербурга была обеспокоена аварийным состоянием шпиля самого высокого здания северной столицы – Петропавловского собора. Пронёсшийся шквал повредил его навершие – крест с флюгером в виде ангела, который считался покровителем города. Петербуржцам казалось, что ещё несколько порывов ветра – и город лишится Божьего благословения. Подрядчики, готовые взяться за ремонт, нашлись, но стоимость 122-метровых лесов была просто астрономической. К тому же, по предварительным расчётам, выполнение работ могло затянуться на годы. Время шло, решение всё не находилось, а ангел продолжал печально раскачиваться с оторванным ветром крылом. В этот момент провидение прислало в город на Неве уроженца Ярославского губернии, казённого крестьянина Петра Телушкина, прибывшего в Петербург с целью собрать денег на выкуп из крепостных любимой девушки.

Явившийся в канцелярию дворцового ведомства невысокий, чисто одетый молодой человек отрекомендовался кровельных дел мастером. О себе рассказал, что ему 23 года, сам он из деревни Мягра Мологского уезда, живёт ремонтом куполов церквей и колоколен и имеет большой опыт высотных работ. Ещё добавил, что холостой, непьющий, запросто может поднять вес в 13 пудов и берётся исправить повреждения на шпиле Петропавловского собора.

Ставка на жизнь, или как крестьянин собирался чинить ангела на шпиле Петропавловки

Первый вопрос, который задали Телушкину, был о том, сколько денег он потребует на возведение лесов. Ответ ошеломил – леса вообще не потребуются: Пётр неоднократно взбирался на церковные купола, страхуясь только верёвкой. А за работу он согласен взять любую предложенную сумму.

Некоторые подозревали, что кровельщик мошенничает, пытаясь выманить деньги. Нашлись и такие, которые засомневались в умственном здравии Петра и предложили упрятать его на год-другой подальше от людей. И всё же было решено допустить Телушкина до ремонтных работ. По тогдашним законам, получая заказ, подрядчики-строители должны были внести определённый залог. Пётр Телушкин таких денег не имел. Как выразилась газета «Санкт-Петербургские ведомости», залогом выполнения дела стала жизнь храбреца.

Риск – благородное дело, или сколько времени и усилий потребовалось Телушкину, чтобы отремонтировать шпиль Петропавловского собора

Восхождение Петра Телушкина к высотам славы длилось три дня. Рано утром он стал подниматься по стропилам внутри здания. Трудности начались, когда Пётр добрался до шпица – игловидного завершения башни. По мере того, как пространство сужалось, продвигаться вверх становилось всё труднее. Змеёй протискиваясь между перекладинами, кровельщик добрался до люка-окошка в обшивке шпица. Наблюдающая за действиями смельчака толпа ахнула, увидев, как он выбрался наружу и повис на смертельной высоте, удерживаясь только на пальцах рук.

Шпиц собора был облицован медными листами, соединёнными выступающими на 9 сантиметров от поверхности и отстоящими друг от друга на ширину размаха рук швами. Удерживаясь за эти выступы пальцами, опоясанный верёвкой Телушкин начал огибать строение по спирали. Путь его был отмечен кровью, сочившейся из-под ногтей. Наконец он обошёл весь шпиц, закрепил на нем верёвку и по ней вернулся к окошку.

Весь следующий день был посвящён улучшению условий подъёма и спуска. Накануне Пётр обнаружил точащие из обшивки металлические крючья. Изготовил длинные верёвочные петли и стал привязывать их к крюкам, чтобы использовать как своеобразные стремена для ступней. На третий день настал решающий момент – штурм венчающего шпиц собора шара, так называемого яблока. Выполнение этой задачи было сродни рискованному акробатическому трюку под куполом цирка. На высоте птичьего полёта необходимо было оторваться от шпиля, чтобы получить возможность размахнуться и забросить на основание креста верёвку. Для этого бесстрашный верхолаз обвязал себя верёвкой вокруг пояса и лодыжек, после чего откачнулся от шпица, повис в горизонтальном положении под «яблоком» и стал бросать наверх заранее приготовленный моток верёвки до тех пор, пока она не обвила ноги ангела. Измотанный до предела, обессилевший кровельщик усилием воли сделал последний рывок и обнял позолоченного ангела…

Полтора месяца день за днём Пётр поднимался наверх по привязанной к основанию флюгера верёвочной лестнице. За это время он укрепил покосившийся крест, отремонтировал фигуру ангела и закрепил оторванные листы обшивки.

Губительный подарок, или как сложилась дальнейшая судьба Петра Телушкина

Когда трудное и полное опасностей задание было выполнено, со смельчаком-верхолазом пожелал встретиться Николай I. Император тепло принял Телушкина и очень развеселился, когда на вопрос, как проверить работу мастера, получил от него предложение послать на верхотуру кого-нибудь из своих министров.
Государь наградил Петра пятью тысячами рублей и медалью «За усердие». Существует версия, что Телушкину была также пожалована грамота, по предъявлении которой владелец любого трактира должен был бесплатно налить ему спиртное. Пётр якобы этот документ потерял, после чего попросил поставить ему под скулой соответствующе клеймо, по которому лихо щелкал, требуя выпивку (отсюда и возник жест, означающий желание выпить).

Читайте также:  Клей для склеивания пластмассы с пластмассой

Рассказ о подвиге Телушкина напечатал журнал «Сын Отечества», после чего деревенский парень получил прозвище «небесный кровельщик» и попал в число столичных знаменитостей, стал получать много заказов и хорошо жить. К сожалению, весть об этом дошла до хозяина возлюбленной Петра, и он заломил за выкуп девушки неподъёмную даже для разбогатевшего мастера сумму. С горя Телушкин стал злоупотреблять дарованной привилегией на бесплатную выпивку, и не прошло и года, как первый российский промышленный альпинист умер от безудержного пьянства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Петропавловский собор

(официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

Строительство храма началось в 1703 году в день Святых апостолов Петра и Павла на территории крепости.

Собор является самым старым храмом Санкт-Петербурга. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Летом 1712 года был заложен новый каменный Петропавловский собор, который возвели таким образом, что деревянное здание храма осталось внутри новой постройки. По приказу Петра строительство велось с колокольни. В это же время на колокольню умельцами Воткинского завода был установлен и шпиль Петропавловского собора, при участии голландского мастера Хармана ван Болоса. Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. По проекту Хармана ван Болоса шпиль был 25 метров в длину. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко.

Будучи еще недостроенным собор уже служил усыпальницей для царской семьи (1715 году похоронена жена царевича Алексея Софья, в 1717 году – сестра Петра I Мария Алексеевна, а 1718 году – царевич Алексей).

Храм был закончен только в 1720 году (в августе 1720 года на колокольне зазвучали часы). Однако укрыли шпиль листами золоченной меди несколько позже в 1724 году.

Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого.

В 1722 году архитектор собора Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Он изготовил чертеж, по которому сделали фигуру. Но работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел был изготовлен в виде флюгера.

В таком виде собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния и он, загоревшись, упал на крышу собора.

Колокольня была полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, расплавились колокола курантов. Удалось спасти иконостас. Из здания его по частям выносили солдаты Голицина.

Восстанавливали колокольню более 18 лет. Решено было возвести ее из камня, поэтому в основание колокольни стали бить сваи. Тогда же высота сооружения выросла до 117 метров.

После случая с ударом молнии и пожаром в 1756 году шпиль колокольни оборудовали молниеотводом, который монтировал физик с мировым именем Леонард Эйлер.

Однако никто не решался отремонтировать поврежденную фигуру ангела (под действием сильного ветра у ангела оторвало крыло, и оно чуть не упало на генерала А. Сукина). Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, а это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак — Петр Телушкин (молодой кровельщик из Ярославской губернии). Стоимость всех необходимых материалов он оценил в 1 500 рублей, а величину награды за работу он оставил на совести заказчика.

Он ежедневно на протяжении шести недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов. На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.

Его наградили за работу 3 000 рублей и медалью «За усердие» на Аннинской ленте.

По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.

В 1858 году все деревянные конструкции шпиля заменили на металлические по проекту мастеров Воткинского завода. Главным разработчиком проекта был Д. И. Журавский, который предложил форму восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Высота шпиля составила 47 метров, вес 56 тонн. Заменили фигуру ангела, которая находится на кресте и по сей день (фигура 3 метра высотой, на ее золочение потребовалось 8 кг золота). Общая высота сооружения с крестом и ангелом 122,5 метра.

Читайте также:  Бак для душевой кабины для дачи

Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой.

Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров.

Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за все время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра.

Во время замены конструкции шпиля реконструируют и куранты (добавлена минутная стрелка, они перенастроены на игру двух мелодий «Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).

На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов, отлитых в России и Голландии. Также здесь установлен карильон — механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию.

В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.

В 2002 году во время очередной реставрации чтобы снять медные позолоченные листы, закрепленные на стальном каркасе фигуры, реставраторам потребовалось три дня. На земле обшивку отреставрировали и заново позолотили.

Это интересно!

В 2003 году на шпиле Петропавловской крепости была найдена записка от реставраторов, которые проводили реставрацию шпиля 1956- 1957 ко дню празднования 250-летия Санкт-Петербурга, которое было перенесено с 1953 года в связи со смертью И. В. Сталина.

По одним данным в записке было написано следующее:

«Мы, верхолазы-альпинисты: бригадир Тихонов Олег Павлович, Спегальский Юрий Павлович, Буданов Петр Петрович, Ильинский Геннадий Яковлевич, Клецко Константин Борисович, Льготный Юрий Семенович работали по реставрации шпиля Петропавловской крепости. Работа сделана плохо, так как начальство не заботилось о нас. Платили мало. Сроки были сжатые: к 23 июня, в честь 250-летия Ленинграда. Остается 5 дней до сдачи объекта, а конца работы не видать. Спешим уехать на Кавказ. Нас ждут великие дела в горах, мы все альпинисты. Привет следующим восходителям».

(Рукописно-документальный фонд ГМИ СПб., КП-378624)

Но официальная новость звучала так:

Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I — ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина.

(информация позаимствована с сайтов www.peterburg.ru, www.renclassic.ru, www.spbfoto.spb.ru, www.litmir.co, www.1tv.ru, www.walkspb.ru, www.ru.wikipedia.org)

РС, Лично мне все равно не понятно, как сооружали этот шпиль. Первый имею в виду, ну и последующие тоже. Как возводили каркас? Как обшивали металлическими листами? Описываются трудности. возникшие во время реставрации. Но неужели реставрировать сложнее, чем строить?

Восхождение Петра и Павла к Ангелу.

20 ноября в Петербурге двойка в составе Павла Ходакова и Петра Кузенкова совершила восхождение, которое не вошло в сводки городской Федерации альпинизма и не было записано в зачет на разряд. Тем не менее, по впечатлениям оно не уступает иной "шестерке" — промальпинисты поднялись на 122-метровую отметку, к Ангелу Петропавловского собора. Только бухнула пушка, колокола отзвонили "Боже, царя храни", как открылась самая высокая в Петербурге (а может, и во всей России?) форточка, и Павел, а за ним Петр полезли по шпилю вверх. Подъем осуществляется последовательным закреплением самостраховок за лесенку на поверхности шпиля и яблока и по Г-образным штырям на фигуре Ангела.

Целью подъема был осмотр поворотных механизмов и позолоты фигуры Ангела, который проводится примерно раз в полгода.

Одним из символов Петербурга стала золотая фигура ангела на шпиле Петропавловской крепости. Казалось бы, многие века люди украшают вершины шпилей своих зданий всевозможными декоративными элементами, выбирая для этого самые диковинные образы, но здесь ангел – это не просто украшение.

История появления памятника

История этого ангела немного необычна. Он задумывался сначала как обычное украшение. Но со временем все изменилось.

Читайте также:  1000 Кубов газа это сколько литров

Ангел-Хранитель города

Ангела-хранителя город искал для себя с момента застройки. Поскольку город носил имя Петра, то и хранителя ему искали соответствующего. Согласно семейным легендам архитектора Трезини, образ ангела делали похожим на Петра Великого, поскольку именно он стал отцом-основателем города. При этом вся композиция должна была напоминать фигуру этого мудрого правителя.

Высочайшее строение государства

Долгое время здание Петропавловского собора, благодаря шпилю с ангелом, сохраняло позицию самого высокого здания в стране. Лишь после проведения застроек (в 1950 году) появились строения, которые не только могли соперничать с ним в этом статусе, но и побили данный рекорд. Высота шпиля с ангелом составляет 122, 5 метра, что объясняет длительность работ одинокого кровельщика. И все же, ранее шпиль был ниже: при Трезини он был высотой всего лишь 106 метров. Вырос шпиль до нынешней высоты во время проведения реставрационных работ в 19-м веке.

Памятник славы

В Петропавловском соборе долгое время был памятник славы оружию русского народа. В 1926 году здание собора было передано музею, который собрал здесь все, что касалось революции. Шпиль с ангелом стал его символом, поскольку куранты и колокола, которые были уникальными для своего времени, при попытке перенастроить мелодию сломались. В 1930 году ангела хотели заменить на звезду, как это делалось во многих городах. Подготовили проект и все необходимые бумаги, однако приход Великой Отечественной Войны помешал этим планам.

Ремонт и реставрация

Первый ангел, украсивший шпиль, был разработан самим Доменико Трезини, при этом установлен на свое место в 1724 году. Выглядел он немного иначе, потому что двумя руками крепко держался за саму основу, то есть шпиль. Радовал он жителей города недолго, поскольку время сыграло с ним очень интересную шутку, в результате которой он сильно изменился:

  1. Уже в 1756 году его повредил пожар, вызванный ударом молнии во время грозы.
  2. Вторая фигура была абсолютно идентична, однако и ей не удалось долго провисеть на вершине. Уже в 1777 году ему нанесла урон сильнейшая буря.
  3. Восстанавливали ангела по новому эскизу, изготовленному великим итальянским архитектором Антонио Ринальди, который в то время служил при дворе. За задание защитить это творение искусного мастера взялся Леонард Эйлер, который создал для него громоотвод в 1778 году. Теперь ангел стал похож на существующий ныне, поскольку держал в деснице крест.
  4. Злоключения произведения искусства на этом не закончились. Его снова повредила буря в 1829 году. Восстановить шпиль Петропавловского собора сразу же город не мог, поскольку в казне на тот момент денег не хватило на создание лесов. Дело взял на себя простой кровельщик Петр Телушкин, которому было жаль такую красоту. Работал он в одиночку на протяжении шести недель в холодные осенние месяцы 1830 года. Его подвиг был оценен 3000 рублей и правом употребления рюмки водки бесплатно в любом из заведений города.
  5. 1858 год принес с собой ремонтные работы на шпиле Петропавловского собора, в результате которых ангела снова заменили. На вид он оставался таким же, но теперь его сделали подвижным, чтобы украшение могло поворачиваться за ветром по типу флюгера.
  6. Ремонт шпиля Петропавловской крепости проводили также в 1957 году, в первой половине 90-х и в начале 2000-х. В процессе реставрации ангела последний раз, было найдено немало следов от выстрелов, которые могли быть как из оружия времен революции, так и в более поздние годы. Новый ангел имеет каркас из нержавеющей стали, однако внешняя его оболочка полностью изготовлена из золотых листов.

Интересные факты

То, что шпиль долгое время был рекордсменом по высоте в стране, – это еще не все, что можно сказать об этом строении.

Как уже было сказано, Петр Телушкин за ремонт ангела на шпиле Петропавловского собора получил уникальную награду. Распорядился он ею достаточно оригинально. Для подтверждения права на получение бесплатной выпивки мужчина предоставлял в каждом кабаке специальный документ. При этом он часто терял его. Со временем чиновникам надоело постоянно восстанавливать грамоту, поэтому один из них нашел оригинальный выход. Он просто поставил печать на подбородок с правой стороны. Теперь ему не было необходимости носить с собой бумагу. Он просто показывал рукой на подбородок. Как гласит предание, это и стало моментом рождения характерного жеста, который сейчас многие используют как предложение выпить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector